УНИКАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, НЕКРОТИЗМЫ ИЛИ ВЕРБОИДЫ? (О ПЕРИФЕРИИ ЛЕКСИКОНА)

Автор(и)

DOI:

https://doi.org/10.24144/2663-6840.2020.1.(43).257-262

Ключові слова:

фразеологизмы, уникальные компоненты, вербоиды, периферия словарного запаса, корпус, тип языка, универсальность.

Анотація

Статья посвящена исследованию уникальных компонентов во фразеологических единицах, и не только. Авторы утверждают, что общепринятый во фразеологии термин некротизмы не отражает реальную ситуацию на периферии лексикона. В настоящей статье, опираясь на опыт чешской школы, мы обратимся к теме уникальных компонентов с привлечением данных трех языков: русского, чешского и венгерского. Ввод в научный дискурс данных из венгерского языка важен потому, что позволит сравнить ситуацию в индоевропейских (славянских) языках (русский и чешский) с ситуацией в языке другого типа. Чешский термин моноколокабильные слова (МС) считаем приемлемым компромиссом, т.к. за ним стоит намерение охватить все слова / словоформы с экстремально ограниченной сочетаемо- стью, которые не «умерли», а «живут» на периферии языка. Делается попытка показать, что лексемы с ограниченной сочетаемостью, или вербоиды, являются универсальным явлением, а их изучение важно для понимания функциониро- вания всего словарного запаса языка. Традиционные словари обычно не принимают во внимание факт, что слова (лексические единицы) в центральной части словарного запаса по одному из основных своих параметров (по сочетаемостной способности) значительно отличаются от лексических единиц, «живущих» на периферии лексикона. Современные корпусные исследования на большом объеме материала показывают, что периферия всегда существует, и позволяют идентифицировать периферийную лексику в словарном запасе. Спецификой уникальных компонентов в венгерском языке является то, что процесс идиоматизации на 80 % начинается уже на уровне словообразования и словосложения, а не словосочетания, как в русском или чешском языках (не видно ни зги или nechat někoho na holičkách). Очевидно, что фразеологичность необходимо изучать не только на уровне словосочетаний (синтагм), но и на уровне предложения (пропозициональные фразеологические единицы), а также на уровне сочетания морфем и/или словоформ. Сложные слова с уникальными компонентами представляют здесь некий «промежуточный» слой между стандартным и фразео- логическим лексиконом.

##submission.downloads##

Опубліковано

2020-12-19